Последние изображенияФорумРегистрацияВход

Поделиться
 

 [Описание\Хронология] Техники,Вооружения.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
RoninWolf

RoninWolf


Активность : 361 Репутация : 38

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Empty
СообщениеТема: [ОписаниеХронология] Техники,Вооружения.   [Описание\Хронология] Техники,Вооружения. EmptyПн 1 Сен - 12:15




В данном разделе хранятся все машинописные и рукописные записи найденные
военнослужащими Международного игрового сообщества Wolfsschanze.


Вернуться к началу Перейти вниз
CanCarnage

CanCarnage


Активность : 34 Репутация : 7

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Empty
СообщениеТема: Re: [Описание\Хронология] Техники,Вооружения.   [Описание\Хронология] Техники,Вооружения. EmptyПн 1 Сен - 12:41

Также,на немецких танках в период с 1943 по 1945 года использовалось спец. покрытие на танки-циммерит.
Циммери́т — обмазка брони немецких танков и САУ периода Второй мировой войны. Официальное назначение — защита от магнитных мин.

Состав и технология нанесения
Состав:

40 % сульфата бария — BaSO4,
25 % связующего вещества — (Movilith 20),
15 % пигмента охры
10 % наполнителя (опилки),
10 % сульфида цинка ZnS,
Производство циммерита осуществлялось в разных местах. Далее материал, имевший консистенцию мастики или мягкой пасты, поступал на танковые заводы и в ремонтные мастерские. Как правило, нанесение покрытия производилось на заводах-изготовителях, но в сохранившихся источниках имеются фотографии, на которых изображены бронемашины и танки с циммеритовым покрытием, нанесенным в полевых условиях. Кроме того, встречаются фотографии нанесения циммерита в самых неожиданных местах, и на самых неожиданных объектах, вплоть до пехотных касок.

Циммерит содержал легкоиспаримый растворитель с запахом ацетона. Перед применением к циммериту не требовалось добавлять растворитель, и с ним легко управлялись даже неопытные рабочие. Поверхность танка перед применением циммерита не нуждалась в какой-либо обработке, тем не менее, броня обычно предварительно покрывалась антикоррозийной грунтовкой. Циммерит наносился металлическими шпателями в два слоя. Первый слой имел толщину около 5 мм и клетчатый вид, который делался боковой частью шпателей. Этот слой оставляли на 24 часа при нормальной температуре, чтобы он стал твёрже. Клетчатая насечка делалась, чтобы улучшить приставание следующего слоя. Второй слой наносился тоньше первого и металлическим гребнем ему придавался уже волнистый рисунок в целях камуфляжа, и чтобы затруднить установку мин. Характерный «гребенчатый» или «клетчатый» рисунок покрытия также служил для уменьшения площади покрытия, которая осыпалась в случае поражения бронемашины.

После нанесения обоих слоёв поверхность подвергалась обработке паяльными лампами для удаления растворителя-пластификатора. Такая «сушка» одного танка длилась около часа и не сопровождалась какими-либо трудностями, связанными с хрупкостью циммерита, главным при этом было не оставить мягких пятен, которые могли бы потом вздуться и отстать. Без обработки паяльными лампами циммерит твердел за 8 дней.

История
Использование циммерита началось в середине 1943 года, в сентябре 1944 года было остановлено. В настоящий момент не имеется однозначного ответа на вопрос о причинах прекращения использования циммеритной обмазки бронетехники.

Необходимо отметить, что начало применения циммеритной обмазки совпало по времени с появлением на поле боя новых тяжелых немецких танков типа «Тигр» и «Пантера», против которых стандартные пехотные противотанковые средства (ПТР и противотанковые гранаты) были неэффективны. Да и «старые знакомые», средние танки Pz-III и Pz-IV, получив экраны, стали почти неуязвимыми для стандартных противотанковых средств пехоты союзников.

Возможно, немцы прогнозировали массовое поступление на вооружение пехоты ручных магнитных противотанковых мин — самого грозного, на тот момент времени, ручного противотанкового оружия пехотинца. Теоретически, магнитная мина с кумулятивным зарядом могла вывести из строя не только средний, но и тяжелый танк немцев, даже будучи примагниченной ему на лобовую броню. Была только одна сложность — попытки правильного примагничивания мины к бортовой или задней поверхности корпуса чаще всего прерывались сопровождающей танк пехотой или пулеметчиками из других танков — для этого нужно было встать в полный рост на поле боя (сами немцы использовали прикрепляемые магнитные мины с кумулятивным зарядом HHL-3 (нем. Haft-Hohlladung 3).

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Zimmerit-3
Установка Panzerhandmine (снимок из книги Б.Прибылова и Е.Кравченко "Библиотека сапёра. Ручные и ружейные гранаты"). Снимок хорошо иллюстрирует размеры и форму заряда. На нём не предполагалось даже крепления на ремень - боец должен был носить его в руке. Как при этом он должен был использовать винтовку или пистолет-пулемёт - неизвестно. Разработчики об этом явно не задумывались. В результате на пропагандистских фото солдаты так и бегают с минами в руках, иногда даже с двумя. Видимо - планируя встретить танк с заснувшим экипажем и без охраны.

Нужно сказать, что примагнитить мину к борту в реальности было достаточно трудной и опасной задачей. К примеру, оборона на Курской дуге рассчитывалась с учётом плотности огня обороняющейся стороной от 5 до 15 пуль на метр фронта в минуту — плотность стрелкового огня наступающих была нисколько не меньше. Кроме того, этот расчетный, равномерно распределенный огонь не велся равномерно и постоянно, а периодически сосредотачивался на особо опасных участках, временно повышая плотность огня до 100 пуль в минуту на метр фронта. А танк именно таким местом сосредоточения всевозможного вражеского огня и являлся. Поэтому, встать на поле боя рядом с танком, даже ненадолго было смертельно опасно. Метнуть же тяжёлую мину, да еще и так, чтобы она правильно попала ножками с магнитами на броню тоже было практически невозможно — мина скорее всего отскакивала от брони с нанесённым циммеритным покрытием. Сделать мину с взрывателем мгновенного действия было нельзя — большой заряд взрывчатого вещества был бы смертелен для не успевшего укрыться пехотинца.

Противотанковые гранаты кумулятивного действия с взрывателем мгновенного действия существовали, но обладали недостаточной бронепробиваемостью из-за малого заряда взрывчатого вещества и недостаточной стабилизации в полете. Выручило пехоту изобретение гранатомёта, который сочетал высокую пробивную способность кумулятивной мины и возможность метнуть её на приличное расстояние.

Отмена нанесения циммерита совпала с насыщением англо-американских войск гранатомётами типа «Базука» (войска СССР такого оружия практически не имели, если не считать небольшой партии американских М1 и трофейных немецких гранатометов различного типа), и переходом советских войск к активной фазе войны, владению инициативой, что требовало высокой подвижности войск. Носить с собой тяжёлые противотанковые гранаты и опасные бутылки с горючей жидкостью, которые были чисто оборонительным вооружением пехотинца, для пехоты стало практически невозможно, и вся тяжесть борьбы с вражеской бронетехникой легла на плечи танкистов, артиллеристов и самоходчиков.

Наиболее вероятная причина отмены осенью 1944 года нанесения циммеритной обмазки на бронетехнику стала бесполезность этого покрытия в боевых условиях, в связи с практическим отсутствием в войсках противника ручных противотанковых магнитных мин кумулятивного действия.

Так какому оружию должна была противостоять эта антимагнитная обработка? Похоже, что чисто теоретическому.
А теперь попробуем на основе приведённых фактов составить несколько версий, зачем нужен был циммерит:
1) Немцы были уверены, что противники располагают достаточным числом средств с магнитным креплением для борьбы с танками. Циммерит появился в 1943 году, когда немецкая разведка была сильна и эффективна. Как минимум наивно полагать, что немцы не знали о вооружении и планах противника. Если только речь не шла о мощной дезинформации. Но всё равно - слишком глупо включать в технологический процесс обработку от неизвестно чего. Эту версию я отвергаю, как несостоятельную.
2) Ошибочна или неполна версия о задачах, которые ставились перед циммеритом. Возможно, что предотвращение крепления магнитных мин - всего лишь одно из свойств циммерита. Конечно - нет смысла рассматривать ошибочную версию о защите от кумулятивных снарядов.
Есть предположение о том, что циммерит, как и современное покрытие израильских танков, предотвращал скольжение при хождении по броне. Но на горизонтальные поверхности его наносили только  на не очень высоких от земли участках - крышу башни и верхнюю часть корпуса не покрывали.
Однако - вполне допустим вариант использования его как средства маскировки. Действительно - рельефная поверхность не так бросается в глаза. Более того - известны факты самостоятельных модификаций боевых шлемов путём покрытия поверхности циммеритом, игравшего роль матовой объёмной пасты. Не факт, что этот вариант использования был основным, но как один из аргументов - вполне. В пользу этой версии свидетельствуют случаи нанесения циммерита на башенные противокумулятивные щиты танков Pz.4. Смысла защищать их от магнитных мин не было никакого - добраться до них сложно, а если и закрепишь - то всего лишь прожжёшь дыру в щите. То же можно сказать и о Штурмтиграх - машинах, не предполагавших прямого столкновения с противником.
3) Он позволял зарабатывать производителям дополнительные средства на изготовлении техники. Да – олигархи, которые в своё время обеспечили Гитлеру приход к власти в расчёте на рост военных заказов, были заинтересованы в увеличении стоимости выпускаемой продукции. Германская промышленность испытывала острый дефицит ресурсов, и не могла завалить заказчика своими предложениями. Единственный выход - добавить к стоимости каждой выпущенной единицы дополнительные не бесплатные "опции" (как это делается и поныне в автомобильной отрасли). Вдобавок, это позволяло хотя бы в теории высказывать предположения о повышении живучести техники, что  условиях острого дефицита не могло быть не сочтено дополнительным плюсом.
Похоже, что третий вариант наиболее полно раскрывает главное назначение циммерита. Да - страсть к наживе - одна из самых сильных страстей, и она может делать историю. В том числе и историю военной техники.

Как это ни удивительно, но маскировочное назначение Циммерита не выглядит столь уж странным, если сопоставить некоторые факты.
При ознакомлении с литературой мне неоднократно приходилось сталкиваться с немецкими разработками оснащения для ведения ночных боёв. Причём - дело ограничивалось  не только ночными прицелами для огнестрельного оружия, но и целыми системами, ориентированными на применение тяжёлой техники, к которым наверняка прилагалась определённая тактика.

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Zimmerit-4
Бронетранспортер сопровождения SdKfz 251/20 Uhu («Сова») с установленным инфракрасным прожектором диаметром 150 см

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Zimmerit-5
Танк «Пантера», оснащенный прибором ночного видения

Сопоставим время появления. И циммерит и приборы ночного видения стали появляться у немцев в 1943 году. Конечно - в этот период появилось много новых разработок.
Но вот вам второй факт. Рельефная поверхность лучше рассеивает ИК-излучение, чем гладкая. В результате, учитывая способности первых приборов НВ заметность техники снижается. Этим, кстати хорошо объясняется отсутствие циммерита на поверхностях, недоступных для обзора с земли или определённой дистанции.
Вероятно - есть смысл изучить и свойства веществ, входящих в состав циммерита. Вполне вероятно - они неплохо поглощали ИК-излучение.
Так что вполне вероятно - что этот аргумент - вполне весомый, надо сказать, тоже мог лечь в основу внедрения циммеритной обработки поверхности танков. Не секрет, что Гитлер искренне верил, что ход войны может быть изменён введением в бой новых военных разработок.
Вернуться к началу Перейти вниз
CanCarnage

CanCarnage


Активность : 34 Репутация : 7

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Empty
СообщениеТема: Re: [Описание\Хронология] Техники,Вооружения.   [Описание\Хронология] Техники,Вооружения. EmptyВс 1 Фев - 19:41

Panzerfaust
Доктрина вермахта предусматривала использование пехотой противотанковых пушек в обороне и в атаке, но в 1942 году германское командование в полной мере осознало слабость мобильных противотанковых средств: легкие 37-мм пушки и противотанковые ружья уже не могли эффективно поражать средние и тяжелые советские танки.

В 1942 году компания Hasag представила немецкому командованию образец Panzerfaust (в советской литературе он более известен как «фаустпатрон» — Faustpatrone). Первая модель гранатомета Генриха Лангвейлера Panzerfaust 30 Klein (малый) имела общую длину около метра и весила три килограмма. Гранатомет состоял из ствола и надкалиберной гранаты кумулятивного действия. Ствол представлял собой трубу с гладкими стенами длиной 70 см и диаметром 3 см; вес — 3,5 кг. Снаружи ствола находился ударный механизм, а внутри размещался метательный заряд, состоящий из пороховой смеси в карто
нном контейнере.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Faus
Снизу вверх: Panzerfaust 30M Klein,
Panzerfaust 60M,
Panzerfaust 100M

Гранатометчик нажимал на спуск, ударник накладывал капсюль, воспламеняя пороховой заряд. Вследствие образовавшихся пороховых газов граната вылетала из ствола. Через секунду после выстрела у гранаты раскрывались лопасти — для стабилизации полета. Относительная слабость вышивного заряда заставля-ла при ведении огня на дистанции 50-75 метров подни-мать ствол под значительным углом возвышения. Максимальный эффект достигался при стрельбе на дальности до 30 метров: под углом 30 градусов граната была способна пробить 130-мм лист брони, что на тот момент гарантировало уничтожение любого союзного танка.

В боеприпасе использовался кумулятивный принцип Монро: фугасный заряд изнутри имел конусообразную выемку, покрытую медью, широкой частью вперед. Когда снаряд попадал в броню, заряд детонировал на некотором расстоянии от нее, и вся сила взрыва устремлялась вперед. Заряд прожигал медный конус в его вершине, что, в свою очередь, создавало эффект тонкой направленной струи расплавленного металла и горячих газов, ударявших в броню со скоростью около 4000 м/с.
После серии испытаний гранатомет поступил на вооружение вермахта. Осенью 1943 года Лангвейлер получил множество рекламаций с фронта, суть которых сводилась к тому, что граната «Кляйна» часто давала рикошеты от наклоненной брони советского танка Т-34. Конструктор решил пойти по пути увеличения диаметра кумулятивной гранаты, и зимой 1943 года появилась модель Panzerfaust 30M. Благодаря увеличенной кумулятивной воронке бронепробиваемость составила 200 мм брони, но дальность стрельбы упала до 40 метров.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Faust1
Стрельба из Panzerfaust.
За три месяца 1943 года немецкая промышленность выпустила 1300000 «Панцерфаустов». Фирма «Хасаг» постоянно совершенствовала свой гранатомет. Уже в сентябре 1944 года в серийное производство был запущен Panzerfaust 60M, дальность стрельбы которого благодаря увеличению порохового заряда возросла до шестидесяти метров.
В ноябре того же года появился Panzerfaust 100M с усиленным пороховым зарядом, который позволял вести стрельбу на дистанции до ста метров. «Фаустпатрон» — РПГ одноразового использования, но нехватка металла вынудила командование вермахта обязать тыловые части снабжения собирать использованные стволы «фаустов» для их повторной зарядки на заводах.

Масштабы применения Panzerfaust поражают — в период с октября 1944-го по апрель 1945 года было произведено 5600000 «фаустпатронов» всех модификаций. Наличие такого количества одноразовых ручных противотанковых гранатометов (РПГ) в последние месяцы Второй мировой позволило необученным мальчишкам из «Фольксштурма» нанести союзным танкам значительный урон в городских боях.
Рассказывает очевидец — Ю.Н. Поляков, командир СУ-76: «5 мая двигались к Бранденбургу. Около города Бург нарвались на засаду «фаустников». Нас было четыре машины с десантом. Жарко было. А из кювета человек семь немцев с «фаустами». Расстояние метров двадцать, не больше. Это же рассказывать долго, а делается-то моментально — поднялись, выстрелили, и все. Первые три машины взорвались, у нашей двигатель разбило. Хорошо, правым бортом, а не левым — в левом-то топливные баки. Половина десантников погибла, остальные поймали немцев. Набили хорошо им рожи, скрутили проволокой и забросили в горящие самоходки. Орали хорошо, музыкально так...»
Интересно, что союзники не брезговали использовать трофейные РПГ. Так как советская армия не имела подобного оружия, русские солдаты регулярно использовали трофейные гранатометы для борьбы с танками, а также в городских боях, для подавления укрепленных огневых точек противника.
Из выступления командующего 8-й гвардейской армией генерал-полковника В.И. Чуйкова: «Я еще раз хочу особенно подчеркнуть на этой конференции большую роль, которую сыграло оружие противника, — это фаустпатроны. 8-я гв. армия, бойцы и командиры, были влюблены в эти фаустпатроны, воровали их друг у друга и с успехом их использовали — эффективно. Если не фаустпатрон, то давайте назовем его Иван-патрон, лишь бы у нас поскорей он был».
Вернуться к началу Перейти вниз
CanCarnage

CanCarnage


Активность : 34 Репутация : 7

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Empty
СообщениеТема: Re: [Описание\Хронология] Техники,Вооружения.   [Описание\Хронология] Техники,Вооружения. EmptyВс 1 Фев - 19:46

Panzerschreck
В 1942 году в руки немецких конструкторов попал образец американского ручного противотанкового гранатомета М1 Bazooka (калибр 58 мм, вес 6 кг, длина 138 см, прицельная дальность 200 метров). Управление вооружений вермахта предложило оружейным фирмам новое техническое задание для конструирования ручного гранатомета Raketen-Panzerbuchse (ракетная танковая винтовка) на основе трофейной «Базуки». Через три месяца был готов опытный образец, и после испытаний в сентябре 1943 года немецкий РПГ Panzerschreck — «Гроза танков» — был принят на вооружение вермахта. Подобная оперативность стала возможна благодаря тому, что немецкие конструкторы уже вели работы по проектированию реактивного гранатомета.
«Гроза танков» представлял собой открытую гладкостенную трубу длиной 170 см. Внутри трубы было три направляющих для реактивного снаряда. Для прицеливания и переноски использовался плечевой упор и рукоятка для удержания РПГ. Заряжание производилось через хвостовую часть трубы. Для стрельбы гранатометчик наводил «Panzerschreck» на цель, используя упрощенное прицельное устройство, которое состояло из двух металлических колец. После нажатия на спуск тяга вводила маленький магнитный стержень в индукционную катушку (как в пьезозажигалках), вследствие чего генерировался электрический ток, который, пройдя через проводку к задней части пусковой трубы, инициировал зажигание порохового двигателя снаряда.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Panzer1
Английский солдат с трофейным "Панцершреком".
Конструкция «Панцершрека» (официальное наименова-ние 8,8 cm Raketenpanzerbuechse-43 — «88-мм ракетное противотанковое ружье образца 1943 года») получилась удачнее и имела несколь-ко преимуществ по сравнению с американским аналогом:
«Гроза танков» имела калибр 88 мм, а американский РПГ — 60 мм. Благодаря увеличению калибра вес боеприпаса вырос в два раза, и, следовательно, повысилась бронебойность. Кумулятивный заряд пробивал гомогенную броню толщиной до 150 мм, что гарантировало уничтожение любого советского танка (американский усовершенст-вованный вариант «Базуки» М6А1 пробивал броню до 90 мм).
В качестве спускового механизма был применен индукци-онный генератор тока. На «Базуке» применялся аккумулятор, который был достаточно капризен в эксплуатации, а при низких температурах терял заряд.
Из-за простоты конструкции «Панцершрек» обеспечивал высокую скорострельность — до десяти выстрелов в минуту (у «Базуки» — 3-4).

Снаряд «Панцершрека» состоял из двух частей: боевой с кумулятивным зарядом и реактивной части. Для использования РПГ в разных климатических зонах немецкие конструкторы создали «арктическую» и «тропическую» модификацию гранаты.
Для стабилизации траектории полета снаряда через секунду после выстрела в хвостовой части выбрасывалось кольцо из тонкого металла. После вылета из пусковой трубы снаряда заряд пороха продолжал гореть еще на протяжении двух метров (за это немецкие солдаты называли «Панцершрек» Ofcnrohr, дымоход). Чтобы уберечь себя от ожогов при стрельбе, гранатометчик должен был надеть маску противогаза без фильтра и облачиться в плотную одежду. Этот недостаток устранили на более поздней модификации РПГ, на которую установили защитный экран с окошком для прицеливания, увеличивший, однако, вес до одиннадцати кг.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Panzer
Panzerschreck готов к действию.
Благодаря невысокой стоимости (70 рейхсмарок — сопоставимо с ценой винтовки Mauser 98), а также простому устройству с 1943 по 1945 год было выпущено более 300000 экземпляров «Панцершрека». В целом, несмотря на недостатки, «Гроза танков» стала одним из наиболее успешных и эффективных образцов вооружения Второй мировой войны. Большие габариты и вес сковывали действия гранатометчика и не позволяли быстро менять огневую позицию, а это качество в бою бесценно. Также при стрельбе было необходимо убедиться, что позади наводчика РПГ не находится, например, стена. Это ограничивало применение «Панцершрека» в городских условиях.
Рассказывает очевидец — В.Б. Востров, командир СУ-85: «С февраля по апрель сорок пятого против нас очень активно действовали отряды «фаустников», истребителей танков, составленные из «власовцев» и немцев-«штрафников». Один раз прямо на моих глазах они сожгли наш ИС-2, стоявший в нескольких десятках метров от меня. Нашему полку еще сильно пофартило, что мы заходили в Берлин со стороны Потсдама и на нашу долю не выпало участвовать в боях в центре Берлина. А там «фаустники» просто лютовали...»
Именно немецкие РПГ стали прародителями современных «убийц танков». Первый советский гранатомет РПГ-2 был принят на вооружение в 1949 году и повторял собой схему «Панцерфауста».
Вернуться к началу Перейти вниз
CanCarnage

CanCarnage


Активность : 34 Репутация : 7

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Empty
СообщениеТема: Re: [Описание\Хронология] Техники,Вооружения.   [Описание\Хронология] Техники,Вооружения. EmptyВс 1 Фев - 19:55

К середине 1943 года регулярные налеты бомбардировщиков союзников сильно подорвали военную промышленность Германии. Орудия противовоздушной обороны не могли вести огонь выше 11 километров, а истребители люфтваффе не могли бороться с армадой американских «воздушных крепостей». И тогда немецкое командование вспомнило о проекте фон Брауна — управляемой зенитной ракете.
Люфтваффе предложило фон Брауну продолжить разработку проекта под названием Wasserfall (Водопад). «Ракетный барон» поступил просто — создал уменьшенную копию Фау-2.
Реактивный двигатель работал на топливе, которые вытеснялось из баков азотной смесью. Масса ракеты — 4 тонны, высота поражения целей — 18 км, дальность — 25 км, скорость полета — 900 км/ч, боевая часть содержала 90 кг взрывчатки.
Старт ракеты производился вертикально вверх со специального пускового станка, аналогичного Фау-2. После запуска наведение на цель «Вассерфаля» осуществлял оператор с помощью радиокоманд.
Также проводились эксперименты с инфракрасным взрывателем, который производил подрыв боеголовки при подлете к самолету противника.
В начале 1944 года немецкие инженеры испытали революционную систему наведения по радиолучу на ракете Wasserfall. Радиолокатор в пункте управления ПВО «засвечивал цель», после чего запускалась зенитная ракета. В полете ее оборудование управляло рулями, и ракета как бы летела по радиолучу до цели. Несмотря на перспективы данного метода, немецким инженерам так и не удалось добиться надежной работы автоматики.
В результате экспериментов конструкторы «Васерваля» остановили свой выбор на двухлокаторной системе наведения. Первый радар отмечал самолет противника, второй зенитную ракету. Оператор наведения видел на дисплее две отметки, которые стремился совместить с помощью ручек управления. Команды обрабатывались, и по радиоканалу передавались на ракету. Передатчик Wasserfall, получив команду, через сервоприводы управлял рулями — и ракета меняла курс.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Wall
Первая в мире управляемая зенитная ракета Wasserfall.

В марте 1945 года прошли испытания ракеты, на которых «Вассерфаль» достигла скорости 780 км/ч и высоты 16 км. Wasserfall успешно прошла испытания и могла принять участие в отражении налетов союзной авиации. Но не было заводов, где можно было развернуть массовое производство, а также ракетного топлива. До конца войны оставалось полтора месяца.
После капитуляции Германии, СССР и США вывезли несколько образцов зенитных ракет, а также ценную документацию.
В Советском Союзе «Вассерфаль» после некоторой доработки получила индекс Р-101. После серий испытаний, которые выявили недостатки в ручной системе наведения, было принято решение о прекращении модернизации трофейной ракеты. К таким же выводам пришли американские конструкторы; проект ракеты А-1 Hermes (на основе «Wasserfall») был закрыт в 1947 году.
Также стоит отметить, что с 1943 по 1945 годы немецкие конструкторы разработали и испытали еще четыре модели управляемых ракет: Hs-117 Schmetterling, Enzian, Feuerlilie, Rheintochter. Многие технические и инновационно-технологические решения, найденные немецкими конструкторами, были воплощены в послевоенных разработках в США, СССР и других странах на протяжении последующих двадцати лет.
Это интересно: наряду с разработками управляемых ракетных комплексов немецкие конструкторы создали управляемые ракеты «воздух-воздух», управляемые авиационные бомбы, управляемые противокорабельные ракеты, противотанковые управляемые ракетные снаряды. В 1945 году немецкие чертежи и опытные образцы попали к союзникам. Все виды ракетного оружия, поступившее на вооружение СССР, Франции, США и Англии в послевоенные годы, имели немецкие «корни».
Вернуться к началу Перейти вниз
ilia7000

ilia7000


Активность : 25 Репутация : 1

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Empty
СообщениеТема: Re: [Описание\Хронология] Техники,Вооружения.   [Описание\Хронология] Техники,Вооружения. EmptyПт 31 Июл - 17:34

             Самоходные установки Semovente da 90/53
Итальянские противотанковые самоходные установки Semovente da 90/53 из состава 10-й полковой группы самоходной артиллерии итальянской же армии; Сициля; 1943-й год
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. E28686ea166a
Самоходная установка Semovente da 90/53 была создана инженерами фирмы Fiat-Ansaldo в 1942/1943-м гг. по заказу итальянских военных с Восточного фрона, требовавших самоходное орудие для "борьбы с Т-34 и КВ" (на восточном фронте у итальянцев были только лёгкие танки L6/40 и Semovente 47/32 огневая мощь которых не позволяла бороться со средними и тяжёлыми советскими танками)
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Da90-53_1
Самоходка была создана путём установки зенитного орудия Cannone da 90/53 на шасси среднего танка М-14/42. Установка столь массивного орудия на относительно лёгкий танк (весивший всего 14 тонн в базовой комплектации) привела к появлению его "родовых недостатков" - из-за ограничений по весу броневая защита экипажа сводилась лишь к лёгкому щиту, а боекомплект орудия составлял всего 4 выстрела (что вынудило создателей САУ построить ещё и бронированный передок - Trasporto Munizioni на шасси лёгкого танка L-6)
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 0_1410fa_3bd72275_XL
Тем не менее, на восковых испытаниях, проводившихся в Северной Африке, орудие продемонстрировало свои неплохие боевые качества (в условиях ровной открытой местности), и заслужило похвальную оценку от итальянских военных. Серийное производство установки было организовано в 1943-м году, и до капитуляции Италии в сентябре того же года было выпущено 30 машин данного типа, 24 из которых попали на Сицилию в состав 10-й полковой группы.
После капитуляции Италии некоторое количество САУ "осело" в руках у немцев, присвоивших им свое название Gepanzerte Selbstfahrlafette mit 90/53 801(i). Немцы экспулатировали данные орудия до конца войны, правда не сколько как противотанковые, сколько как просто артиллерийские установки, поскольку подразделения, укомплектованные Semovente da 90/53 действовали в основном на гористой местности, не позволявшей в полной мере развернуться танковым баталиям...
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Semovente_M-41M-1
Вернуться к началу Перейти вниз
ilia7000

ilia7000


Активность : 25 Репутация : 1

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Empty
СообщениеТема: Re: [Описание\Хронология] Техники,Вооружения.   [Описание\Хронология] Техники,Вооружения. EmptyПт 31 Июл - 17:45

"Вертолеты" Германии, времен второй мировой.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 43ab13887883
Германия имела вертолеты в годы ВОВ. Это была 40-я транспортная эскадрилья, сформированная в 1945 году. Вооружалась она вертолетами Фокке-Ахгелис Fa-223 и Флетнер FI-282. В задачи эскадрильи входила корректировка огня артиллерии, и выполнение транспортно-связных операций на Восточном фронте. Помимо этого, около двухсот единиц буксируемого планера автожира Фокке-Ахгелис Fa-330, было построено для нужд подводного флота («летающий перископ»)
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Flettner+Fl+282+Kolibri
Флетнер FI-282. вверху
Немецкий интерес к вертолетам был обоснован полным отсутствием авианосцев в немецком флоте и пониманием роли противолодочной обороны и разведки вообще. Первый военно-морской вертолет Fl-135 потерпел аварию прежде, чем его возможности были продемонстрированы.
Несмотря на эту неудачу шесть вертолетов усовершенствованого типа, Fl-265, заказывались в 1938 для испытаний как разведывательные и противолодочные транспортные средства. Первый Fl-265 поступил в мае 1939 на испытания, и до начала войны его решили запустить в серию.
Но прежде, чем его производство началось, он были заменен улучшенной моделью, Fl-282, чья "предсерийная" партия из 30 штук планировалась к производству на 1941.
Первый из этих Fl-282 был поставлен Флоту в течение 1942, и к концу войны общее количество до 24. Проводились испытательные приземления на различных кораблях, включая субмарины, в течение 1942/43. В 1943 ряд успешных пролетов был сделан в Балтийском море из платформы на крейсере KOLN и согласно этому эти вертолеты (по прозвищу " Hummingbird ") предполагалось использовались для защиты конвоев, в основном в Средиземном море. Среди кораблей, который использовали эти вертолеты были DRACHE (экс-югославский минзаг ZMAJ), который был приспособлен, чтобы нести один вертолет.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Helo2033
Предполагалась постройка(переоборудование) судов сопровождения, от G-1 до G-24. Только два судна начали строить(переоборудовать) (Stulcken в Гамбурге), но ни один из них не вступило в строй. В 1944 был выдан заказ на производство тысячи Fl-282, но он так и не был выполнен.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 386990_900
Захваченный американцами немецкий вертолет Флеттер Fl. 282 «Колибри» (Flettner Fl 282 Kolibri) на базе ВВС США Фримен Филд (Freeman Field).
Flettner Fl. 282 был первым серийно производившимся вертолетом в мире. Машина в основном использовалась в Кригсмарине, в качестве средства разведки и корректировки артиллерийского огня. Выпущено было всего лишь 24 машины, так как завод-производитель в Мюнхен был разрушен союзной авиацией.
После войны конструктор машины Антон Флеттнер (Anton Flettner) эмигрировал в США, где продолжил профессиональную деятельность в качестве главного конструктора в компании «Kaman Aircraft».
Данный экземпляр Флеттер Fl. 282 «Колибри» находится в Национальном музее ВВС США в Дейтоне.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 387257_900
Немецкий вертолет Fl-282 V17 (CJ+SK) после аварии 13 апреля 1944 года.
Другой вертолет, используемый Немецким Флотом был Focke-Achgelis Fa-223, который начал летать в августе 1940. После испытаний, заказы на 1942 размещались для всех трех родов вооруженных сил. Специальная фабрика была создана близ Берлина с планом создания до 400 машин за месяц; фактически, только 20 были закончены к концу войны.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 388372_900
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 387367_900
Вертолет Fa 223 V14 (DM+SR) осуществляет эвакуацию винтов и мотора BMW 801 ML-Sternmotors потерпевшего аварию Do 217 в мае 1944.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 387934_900
Вертолет Fa 223 V14 (DM+SR) осуществляет эвакуацию винтов и мотора BMW 801 ML-Sternmotors потерпевшего аварию Do 217 в мае 1944. (другой ракурс)
В конце войны был спроектирован и построен маленький Doblhoff WNF-342, который был разработан, чтобы удовлетворить требования Флота для легкого вертолета наблюдения способного дейсвовать с субмарин, но только четыре машины прототипа были закончены. Он стал первым в мире вертолетом, в котором использовалась реактивная тяга для раскручивания ротора.
Вернуться к началу Перейти вниз
ilia7000

ilia7000


Активность : 25 Репутация : 1

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Empty
СообщениеТема: Re: [Описание\Хронология] Техники,Вооружения.   [Описание\Хронология] Техники,Вооружения. EmptyПт 31 Июл - 18:00

Bachem Ba 349 Natter
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 77c52c69c397
Bachem Ba 349 Natter — немецкий одноместный ракетный истребитель-перехватчик вертикального взлёта
К весне 1944г. для немецкого верховного командования стало ясно, что постоянному наращиванию дневных налетов бомбардировщиков союзников на промышленные центры противостоять имевшимися средствами ПВО уже невозможно. Ситуация была настолько серьезной, что рассматривались даже самые необычные предложения по перехвату и уничтожению бомбардировочных соединений, но только немногие из них оказались реально осуществимыми. Одним из таких эксцентричных предложений был проект Эриха Бахема по созданию дешевого, вертикально стартующего ракетного истребителя объектовой ПВО.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Natter-ba349
Проект Бахема не был действительно оригинальным. Вертикально стартующий ракетный перехватчик был предложен Техническому департаменту еще летом 1939г. и был отклонен как слишком фантастичный. Проект Бахема отличался крайней простотой, с максимальным использованием недефицитных материалов в конструкции и неквалифицированной рабочей силы при сборке. Дешевые и недефицитные материалы применялись в каждом узле конструкции, которая должна была использоваться только один раз. Ракетный двигатель предполагалось спасать для последующего использования.
Концепцию такого перехватчика впервые выдвинул Вернер фон Браун в меморандуме Техническому департаменту от 6 июля 1939г. Фон Браун рассматривал самолет взлетной массой около 5000кг с одним ракетным двигателем тягой до 10 тонн. Самолет должен был взлетать вертикально с помощью 6м направляющих. Боевая высота в 8000м набиралась за 53 секунды! Хотя эта схема была отклонена РЛМ как трудноосуществимая, но сама концепция захватила воображение Бахема -технического директора "Герхард Физелер верке", который разработал ряд проектов под общим обозначением Fi.166. Эти проекты также были отклонены РЛМ, но Бахем продолжал поддерживать контакты с Фон Брауном и следил за работами над ракетными двигателями в Пенемюнде. Когда в конце весны 1944г. РЛМ выдало требования на небольшой дешевый истребитель объектной ПВО, Бахем и предложил свой проект под обозначением ВР.20 "Наттер" — "Гадюка".
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. F3f5dd34030f532c4dd9c273946
Технический департамент получил многочисленные предложения, но для испытаний в начале лета был выбран проект "Хейнкеля" — 1077 "Юлия", как победителя конкурса, а проект "Гадюки" был отклонен. Проект Бахема был инициативным, и к тому же был предложен необычным способом — через генерала истребительной авиации Адольфа Галланда, который передал проект "Наттера" министерству авиации. Технический департамент отклонил проект на том основании, что самолет предусматривал одноразовое использование. Тем не менее, убежденный в реальности проекта, Бахем не смирился с поражением и постарался заручиться поддержкой такого не последнего лица как Генрих Гиммлер.
Гиммлер проявил к проекту "Наттера" непосредственный интерес, пообещав личную поддержку. В течении 24 часов Бахем получил уведомление, что Технический департамент пересмотрел раннее отклоненный проект и придал ему высочайший приоритет. Под Вальдзе был выделен небольшой завод, к Бахему присоединился X.Бетхбедер — бывший технический директор "Дорнье верке". "Вальтер верке" из Киля выделила специалиста по ракетным двигателям Грассова. В августе 1944г. в рамках "срочной прогpаммы истребителя" начались работы над ВР.20 под наблюдением полковника Кнемейера из Технического департамента.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 22cef3f5e024b4086f47002177b
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения.  вариант
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 4512304cb04c153e308e37722d9
На начальной стадии проектирования рассматривались различные варианты вооружения, включая батарею из 49 30-мм ракет SG-119, "цилиндрический" полуавтомат с 40 30-мм снарядами, но была выбрана сотовая схема с шестигранными трубами под 73-мм ракеты S-217 "Фэн" (Шторм) или четырехгранными под 55-мм ракеты R4М. "Соты" в последнем варианте несли 33 снаряда, а в первом — 24. Первоначальный вариант на 28 "Штормов" был отклонен из-за проблем с отводом пороховых газов, которые вызвали взрыв во время наземных испытаний. В полете "соты" закрывались сбрасываемым пластиковым обтекателем.
Особое внимание уделялось обеспечению достаточной защиты пилота. Перед пилотом располагалась бронированная перегородка, имевшая вырезы под педали управления, которые располагались по бокам "сот". С боков пилота прикрывала многослойная броня. За сиденьем бронеперегородка, отделявшая пилота от топливных баков. Из оборудования только простой кольцевой прицел с мушкой на фюзеляже. Сразу за задней перегородкой кабины находились два топливных бака. Бак над лонжероном крыла вмещал 440л Т-топлива, а бак под лонжероном содержал 190л Ц-топлива. За ними находился двигатель "Вальтер"-509A.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Bdf0bcac51fac817a803a49d646_prev
Для запуска Ва.349 монтировался на практически вертикальных направляющих длиной 25м. Законцовки крыла и нижней части киля были усилены для движения по направляющим. Направляющие могли наклоняться для "зарядки" в них самолета горизонтальным способом. Так как тяга двигателя была несколько меньше нужной для обеспечения вертикального взлета, то предусматривалось использование четырех твердотопливных ракетных ускорителей "Шмиддинг", работающих 10 секунд и затем сбрасывающихся. Рассчитывали, что при старте ускорение не превысит 2.2g но на всякий случай во избежании потери управления пилотом рули блокировались перед стартом в позиции, обеспечивающей сход с направляющих в нужном направлении. После старта на высоте 170-200м сбрасывались ускорители и включался автопилот, управляемый по радио с земли.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 8e1b0cbfd40f1a8cd6caeadb273_prev
В 1.5-3км от цели пилот должен был отключить автопилот, сбросить носовой обтекатель, приготовить ракеты, сблизиться с целью и пустить все ракеты одним залпом. Так как задачей пилота было только направить самолет на цель, планировалось использовать летчиков без особой подготовки — только инструктаж на земле. После выполнения атаки пилот отстегивал ремни, отсоединял штурвал и сбрасывал носовую часть фюзеляжа. Она отбрасывалась вместе с лобовым остеклением, передней перегородкой и приборной доской. Одновременно открывался парашют в задней части фюзеляжа. Последующее торможение задней части фюзеляжа как был откидывало пилота вперед от самолета, после чего летчик открывал свой парашют обычным способом. Поддержка программы Ва.349 была такой сильной, что первая партия из 50 опытных машин была закончена на заводе в Вальдзе за три месяца с момента начала работ. а этой стадии планировалось использовать все 50 машин для безмоторных испытаний. Первый планирующие полет был совершен под Юрбергом в ноябре 1944г. Ва.349 был загружен до 1700кг и поднят на высоту 6000м буксировщиком Hе.111. Пилот-испытатель Цуберт впоследствии доложил, что устойчивость самолета была в норме, управление было простым и эффективным на всех скоростях от 200 до 680км/ч. Первая попытка беспилотного вертикального старта была предпринята 18 декабря 1944г. Самолет был оснащен четырьмя ускорителями "Шмиддинг". Испытания закончились неудачей — Ва.349 даже не сошел с направляющих, так как ускорители прогорели в местах проводки зажигания. Через четыре дня последовала вторая попытка. а этот раз самолет сошел с направляющих и исчез в облаках на высоте 750м.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. A0e4db1fcaef059794dff955b86
Далее успешно были запущены еще десять беспилотных Ва.349, хотя выяснилось, что скорость перед сбросом ускорителей оказалась недостаточной для нормальной работы рулей. Чтобы устранить этот недостаток оперение было переделано: хорда рулей была увеличена чуть ли не в два раза, нижняя часть киля была укорочена, а верхняя — удлинена. Были установлены и охлаждаемые водой газовые рули, которые работали около 30 секунд — вполне достаточно для разгона до нормальной скорости полета. Эти изменения были внесены в Ва.349a-V16 и на последующих "Наттерах". Первоначальная идея использовать все первые самолеты для планерных и беспилотных испытаний была отброшена из-за нехватки времени и уменьшения поддержки со стороны Гиммлера. 22 декабря 1944г. в день первого успешного беспилотного запуска Ва.349 на встрече в Берлине главной конструкционной комиссией было отмечено, что ни он, ни проект 1077 "Юлия" не оправдали ожиданий, что проектирование Ме.263 следует завершить в любом случае, а испытания Ме.262 с дополнительной ракетной установкой позволят создать самолет способный решить задачи объектовой ПВО. Рекомендовалось свернуть работы над "Юлией", а работы над Ва.349 продолжить, несмотря на технические проблемы, так как испытания фактически уже начались. Но работы по серийному производству было решено прекратить.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 6592a0cdf66b68ccc24eacb143b_prev
Этот приговор комиссии был не более, чем рекомендацией, и в том, что касалось Ва.349, она не была принята к исполнению. Правда, программа "Наттера" столкнулась с другими проблемами. Производство планера самолета занимало только 250 человеко-часов, причем в основном низкоквалифицированной рабочей силы. Ламинированную древесину для Ва.349 производили многочисленные деревообрабатывающие мастерские. Однако работа ускорителей "Шмиддинг" оставляла желать лучшего. Время работы и тяга варьировались. Произошло несколько взрывов на старте. Автопилот "Патин" не обеспечивал устойчивости, и его работу было трудно синхронизировать. Обещания поставок двигателя "Вальтер"-509А так и остались обещаниями. Фактически первый двигатель "Вальтера" поступил Бахему только в феврале 1945г. В результате первый испытательный полет "Наттера" по полной программе смог состояться только 25 февраля.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 6258e3b9cfd5e90a7bf4d049ee6_prev
Для первого старта с двигателем "Вальтера" в кабине пилота был установлен манекен. Ва.349 был запущен успению, на заданной высоте носовая часть и двигатель отделились, манекен и двигатель успешно были спасены с помощью парашютов. Результаты испытаний произвели впечатление на РЛМ, потребовавшее немедленно провести испытания с пилотом. Бахем выразил мнение, что такие испытания преждевременны, в чем его поддержал и профессор Руфф из "Люфтганзы", но все возражения были отклонены. 28 февраля обер-лейтенант Лотхар Зиберт, добровольно согласившийся на подобные испытания, стартовал на Ва.349. Самолет набрал высоту около 500м, после чего фонарь кабины самопроизвольно открылся. Самолет перевернулся через хвост приблизительно на высоте 1500м, после чего опустил нос и спикировал к земле. Последовал взрыв. Последующие исследования не установили причины аварии. Было только предположено, что фонарь кабины не был закрыт на старте, а после его открытия пилот потерял сознание.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Be6f3df26d0eb51b99ab32ab582_prev
Несмотря на инцидент, Зиберта заменили другие добровольцы. Довольно быстро были проведены три успешных пилотируемых полета, и было решено, что Ва.349 уже готов для проведения войсковых испытаний. Тем временем, Бахем и Бетхбедер, неудовлетворенные продолжительностью полета перехватчика, решили установить двигатель "Вальтер"-509С, имевший дополнительную "крейсерскую" камеру сгорания. Это потребовало переделки задней части фюзеляжа. Была несколько увеличена и высота фюзеляжа, чтобы разместить пару 30-мм пушек в качестве альтернативного вооружения ракетам "Шторм" или R4М. Количество топлива на борту не было увеличено. Стартовые ускорители были передвинуты несколько назад. Была предусмотрена возможность замены четырех ускорителей на два "Шмиддинг"-533 тягой до 1000кг.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. B4a6ed83e96703490847f11cad6_prev
Работы над новым ВР.20b по нумерации "Бахем верке" или Ва.349b по нумерации РЛМ должны были позволить заменить в производстве Bа.349a, начиная с 51-го самолета, ограничив опытную партию только А-серией. Таким образом, Ва.349b становился сразу серийным самолетом. Продолжительность его полета достигала 4.36 мин при скорости 790км/ч на высоте 3000м, по сравнению с 2.23 мин для А-серии. При этом взлетный вес самолета стал больше на 58кг, а полетный вес вообще не изменился. о только три опытных Ва.349b успели закончить до прекращения работ в Вальдзе, и лишь один из них поднялся в воздух, причем со старыми стартовыми ускорителями. Всего успели закончить 36 "Hаттеров", а испытать 25, причем только 7 в пилотируемом полете. В апреле 10 "Hаттеров" А-серии были размещены у Кирхейма под Штудтгартом, для отражения налетов американских бомбардировщиков. Но вступить в бой детищу Бахема не дали танки союзников, которых дождались раньше бомбардировщиков. "Hаттеры" и их пусковые установки были уничтожены собственными расчетами
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 8670199359841706c0d610e2f5c4ac55a659fecd
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Nat_5
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Abschussrampe

Вернуться к началу Перейти вниз
ilia7000

ilia7000


Активность : 25 Репутация : 1

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. Empty
СообщениеТема: Re: [Описание\Хронология] Техники,Вооружения.   [Описание\Хронология] Техники,Вооружения. EmptyЧт 6 Авг - 16:58

Британский танк Vickers A1E1 Independent.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 3abf28bfc4bd
Британский тяжёлый танк Vickers A1E1 Independent в сборочном цеху; 1926-й год
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 1319877
Тяжёлый танк Independent был собран в единственном экземпляре, и использовался для различных экспериментальных программ вплоть до 1935-го года, после чего был передан в музей в Бовингтоне.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. A54e96f894a4
Стоит отметить, что вокруг Independent заверчено несколько "шпиёнских" историй. Если одна из них из разряда конспирологии, насчёт заимствования идеи пятибашенного танка создателями советского тяжёлого танка Т-35, в которой отсутствуют явные привязки и факты, то вторая вполне реальная: британский офицер Норман Бейли-Стюарт, сочувствовавший нацизму, передал чертежи Independent (в числе других секретов) немцам, за что и получил свои законные 6 лет...
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. C2b48c160cb9
A1E1 «Independent»  опытный британский пятибашенный тяжёлый танк. Машина была создана фирмой «Виккерс» в 1926 г. Вооружение располагалось
в пяти башнях. Размещение всех пулемётов в четырёх однотипных башенках, сгруппированных вокруг главной башни кругового обстрела с 47мм пушкой,
значительно увеличивало гибкость огня и позволяло нацелить на один объект как минимум два пулемёта и орудие. A1E1 «Independent» не был принят на
вооружение и не пошёл в серию, был изготовлен всего один экземпляр.
Вооружение — пушка QF 3 pounder Vickers 47 мм, пулеметы 4х7,7 «Виккерс»
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 1276848dcec2t
Двигатель  карбюраторный Vобразный,12 цилиндровый, мощность 370 л/с.
[Описание\Хронология] Техники,Вооружения. 4e230455cec4
Вернуться к началу Перейти вниз
 

[Описание\Хронология] Техники,Вооружения.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Описание Германского 7,92-мм пулемета обр.1942 г. MG-42

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Архив :: Канцелярия сообщества :: Исторический архив :: Письменные материалы-